Мы привыкли воспринимать знаменитых художников через краткие пояснения к их картинам. Это делает их образы почти бесплотными. Словно ничего, кроме живописи, в их жизни не было, и словно их живопись сразу стала священной классикой. Но художники были полнокровными людьми. Их творчество порой вызывали недоумение, а их поступки – осуждение.
Зинаида Серебрякова
Дочь, внучка, племянница одних художников, мать, тётя и бабушка других, сама она кажется воплощением чистоты и любви к искусству. Так, в общем-то, и есть. Серебрякова не была склонна к пьяным разгулам и всем тем грехам, в которых обычно принято упрекать богему.
Тем не менее в её жизни были странности. Например, она многих шокировала тем, что вышла замуж за собственного двоюродного брата. Многие картины и рисунки Серебряковой на виду, но некоторые публикуются очень редко и шокируют зрителя: на них изображена голая дочь Зинаиды Катя в позах и ракурсах, которые для девочки лет десяти кажутся чрезмерно чувственными. Критики начала двадцатого века, впрочем, уверяли, что детские ню Серебряковой удивительно невинны, так что всё дело может быть в изменении общественных норм.
Кроме того, когда Зинаида переехала на родину предков, во Францию, из четырёх детей она взяла с собой только двух, сына Сашу и дочь Катю. Оставшиеся в СССР сын Женя и дочь Таня долго обижались на мать. Таня снова увиделась с мамой только в 1960 году, будучи взрослой женщиной.
В нехватке материнских чувств и сомнительных ракурсах при изображении дочери обвиняли и другую художницу, гораздо более эпатажную по образу жизни — Тамару де Лемпицку. Дочь она оставила на бабушку, а позы и взгляды на портретах девочки будто бы делала такие же, как и на портретах своих любовниц.
Альбрехт Дюрер
Один из автопортретов, к слову, выглядит именно как картина на религиозную тему, а именно — изображение Христа. В то время мужчин редко рисовали строго в лицо, а уж если у мужчины бородка, причёска и весь облик похожи на то, как изображали Сына Божиего, это считалось недопустимым. Словно подчёркивая иконичность портрета, Дюрер подписывает его золотыми буквами на тёмном фоне — и нет, это не было принято. Так что именно этот автопортрет — то ещё хулиганство.
Иконический автопортрет во времена Дюрера смотрелся вызывающе.
Когда видишь художника с такой благочестивой внешностью, да ещё подчёркивающего свою благочестивость и религиозность, так и ждёшь подвоха. Но Дюрер в целом был действительно хорошим человеком, склонным к меланхолии. Когда его престарелая мать овдовела, он без колебаний забрал её к себе в дом. Он также исповедовал непопулярную в то время идею, что учиться искусству надо не через слёзы, а через радость, интерес.
Есть и менее известный широкой публике автопортрет, изображающий Дюрера как Христа. Он опять чрезмерно смел — мало того,что художник на нём в позе, в которой обычно изображали Иисуса на картинах, посвящённых страстям Христовым, даже со складкой кожи, имитирующей рану, так он ещё при этом абсолютно обнажён. С учётом выбранного образа это очень некрасиво.
Караваджо
Этому знаменитому итальянскому художнику вот уже много лет ставят в вину то, что он почти не изображал женщин, а многие мальчики-подростки на его картинах выглядят как кастраты (в Италии времён Караваджо кастратов было много). Если, мол, ты юными кастратами увлекаешься, нечего выпячивать — примерно в таком ключе обсуждают художественные и не только наклонности живописца.
При жизни Караваджо на многих производил отталкивающее впечатление. В то время, как на его картинах играют ткани и краски, ласкают взгляд фрукты и вино, в жизни он был крайне неопрятен. Караваджо дурно одевался, обладал плохими манерами, много выпивал и порой дебоширил. Впрочем, ничего нового.
Рисуя картину о воскрешении Лазаря, Караваджо раздобыл начавший разлагаться человеческий труп. Двое его натурщиков отказались держать труп на руках несколько часов, но художник принудил их силой.
Художник вынудил натурщиков держать много часов в руках несвежий труп, угрожая их иначе зарезать.
Сальвадор Дали
Во-первых, у Дали была довольно неприятная привычка не просто ставить усы торчком, а ещё и подкрашивать их. Нет, Дали устраивал природный их цвет. Ему просто нравилось целовать женщин только для того, чтобы любоваться потом на их лицах отпечатком от своих усов.
В конце концов, Хачатурян решил помочиться в вазу. Только он приступил, как из динамиков грянул его знаменитый «Танец с саблями», в зал ворвался абсолютно голый Дали верхом на швабре и заскакал вокруг композитора, размахивая саблей. Затем художник скрылся, вошёл церемониймейстер, сообщил, что аудиенция окончена, и выпроводил ошарашенного композитора.
Многие сейчас склонны называть этот поступок художественной акцией. Как и отпечатывание усов на чужих лицах.
Мария Башкирцева
Картины Башкирцевой исключительно благонравны, зато её дневник, переписка и статьи серьёзно очернили бы её образ в глазах окружающих. Так что статьи — с крамольными утверждениями о том, что женщина должна получить столько же прав, сколько мужчина — Башкирцева подписывала псевдонимом. Дневник — откровенно рассказывающей о чувственных мыслях, выходках родственников и петтинге с несостоявшимся женихом — она надеялась опубликовать в глубокой старости, когда нравы изменятся. А непристойная переписка с известным похабником Ги де Мопассаном, возможно, вообще никогда, по мнению художницы, всплыть не должна была. Она даже не подписывала эти письма и серьёзно думала, что Мопассан не догадывается, от кого они.
То, что рисовала Башкирцева, было исключительно пристойно. То, что она писала – наоборот.
В результате дневник был опубликован матерью Марии после ранней смерти художницы, но… В таком виде, что от него не осталось ничего, кроме нескольких восклицаний о том, как прекрасное искусство и как хочется стать знаменитой. Всё остальное оказалось слишком скандальным.
Источник: kulturologia.ru
Источник: https://fishki.net/2799576-chem-shokirovali-publiku-znamenitye-hudozhniki.html © Fishki.net