На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые русские дамы

17 подписчиков

Ольга Плотникова.

Cтарость – в радость?

 

Рассказ

 

Участь глубокой старости обоих полов зависит

 от того, на что потрачена молодость

Стендаль.

 

Они познакомились в больнице, лежали в одной палате, в терапии.  Обе, и Анна Ивановна, и Марина Афанасьевна, мучились с давлением. Обычная история  пожилых людей. «Давление скачет…», - это о них.

То невозможно высокое, кажется, пыльным мешком тебя из-за угла пристукнули, то низкое – сил никаких. Лежали дней десять. Подлечили чуток, и выписали. За это время обе женщины как-то сдружились, расставаться надолго не захотели. К тому же выяснилось, обе жили в одном микрорайоне.  Так началась эта дружба, вернее, приятельство. Какая дружба в их годы!

Обеим женщинам было за 60. Как говорится, жизнь уж прожили. Но не хотелось так думать  о себе. Быстро пролетели годы. Вот уже и старушки, пенсионерки. У нас в стране слово «пенсионер» звучит, как ругательство.  Этот новый статус коробил, обижал, вызывал негодование, а потом смирение и глубокую грусть. Чего уж! Конечно, старушки-пенсионерки.

Анна Ивановна всю жизнь проработала кассиром в Гастрономе, теперь на пенсии жила одна: несколько лет назад умер ее Васенька. Прожили они вместе без малого сорок лет. Не сказать, что жили душа в душу. Всякое было в их совместной жизни. Любил, грешник, выпить, да и налево нередко сворачивал. И все же теперь вспоминалось Анне Ивановне только хорошее в их 

жизни, плохое она давно простила. Нажили они с Васильем Егорычем дочку, Настеньку. Дочка давно выросла, выучилась на товароведа, на работе была на хорошем счету, воспитывала сына.

Внучок Петенька тоже вырос, учился в колледже, на программиста. Анастасия Васильевна и Петр жили отдельно в соседнем микрорайоне. Когда-то, вроде вчера это было, бабушка и мама была нужна и дочке и маленькому Петюшке. Где с Петей посидеть, где денег перехватить до получки,  просто  переночевать в родном доме в пику мужу-грубияну. Теперь времена изменились. Дочка с мужем разошлась. Стала женщиной самостоятельной, вольной. Да и то сказать, годы-то уходят! «Пусть ее!, - думала Анна Ивановна, сначала неодобрительно, а потом и вовсе равнодушно глядя на дочкины похождения, - чай, не девка». Все больше чувствовала она себя ненужной, одинокой. Нет, дочь и внук не забывают ее, заходят иногда.  Но все как-то наспех, быстрей-быстрей. Ни поговорить, ни расспросить. Да что говорить, своя жизнь у них. Ну, и ладно, и сама не пропаду! Доброе лицо Анны Ивановны при таких думках хмурилось, мягкие от природы черты  становились жесткими. Постепенно ее приятное некогда личико превратилось в маску уныния и надменности. Храбрилась Анна Ивановна, но приближающейся старости страшилась.

Старости боятся все, порой больше смерти. Все, что сопутствует старости, - болезни, нищета, одиночество, ограниченность движения, не дай Бог, слабоумие – вызывает страх и отчаяние.  Старость – не радость. Не раз слышала Анна Ивановна еще в молодые годы эту народную мудрость. Теперь стала постигать ее истинный смысл. Нет ничего страшнее, чем старость в нищете. Еще одна народная мудрость. А действительность жестока. В нашей стране, к сожалению,  жизни после пенсии нет.

Человек, еще только приближаясь к пенсии и старости, начинает терять здоровье и социальные связи. Когда же  уходит на пенсию, он уже слаб и беззащитен. Государство вычеркивает его из всех списков. Он становится вне общества. И ему в него не вернуться. Это как остров прокаженных Джека Лондона – обратной дороги нет. Что, правда, то, правда, пожилые люди – это  балласт, отработанный материал. Как ни цинично это звучит.

Смирившись с тем, что старость и все, что с ней приходит, неизбежно, Анна Ивановна коротала однообразные дни свои, не жила, а  доживала, одним словом. День ее был поделен на две части: в первой половине дня она на автомате хлопотала по хозяйству, безо всякого интереса смотрела телевизор,  все подряд, чтобы убить время. Вечером же сидела на скамеечке с соседками, в разговоре особо не участвуя, думая о своем.

Приятельница ее, Марина Афанасьевна  работала в библиотеке. Заработок был небольшой, а пенсия и того меньше.

 С молоду ясноглазая Марина была хохотушкой, легкой на подъем. Все: и радости, и горести – принимала, как должное. Сама шла к людям за помощью. И радостью своей щедро с ними делилась. Да, и помощник рядом. Муж. Всегда подставит свое плечо. Дружно прожили они тридцать пять лет. Двух сыновей вырастили. Теперь вот внуки у них:  девочка и мальчик, Катенька и Ванечка. Дети жили самостоятельно, но виделись частенько. Приглашали бабушку с дедом к себе на дачу, в гости. Сами заезжали, внуков на каникулы подбрасывали. Интересно тем было общаться со стариками: то бабушка что-то новенькое расскажет, вкусненьким угостит, то с дедом смастерить что-то можно. Правда, не все так лучезарно было в жизни Марины Афанасьевны. Здоровье слабое. Да и муж к старости изменился. Не было уже в нем прежней уверенности, теперь Марина Афанасьевна подбадривала его, поддерживала. Муж ее, Саша, и в молодые годы любил выпить, правда, в меру. Теперь же и радости, и неудачи запивал-заливал пивом, не считая его крепким напитком. Ох, уж это пиво! Реклама по телевизору и на плакатах сделала свое черное дело. Пиво пили все! А пивной алкоголизм подкрадывается быстро и незаметно. Не 

сказать, что Саша уже стал алкоголиком, но был близок к этому. Выпив, он становился неприятным: навязчивым, бестолковым, а то и грубым. Больно было видеть Марине, как изменился ее любимый. Страшило: что же дальше с ним будет? Какой будет ее старость, если муж станет алкоголиком. Перед глазами часто вставала картина, увиденная еще в юности. Соседка-старушка, синяя от побоев, которыми награждал ее муж-алкоголик. Хоть и старик, а бил жену крепко, чем попало и как попало. Вот и боялась Марина Афанасьевна такого будущего.   Ей так же, как и ее приятельнице приходили в голову мысли о неизбежной старости.  Да, этот порог предстоит переступить каждому. Но, если старость нельзя победить, можно же попытаться сделать ее наполненной и счастливой?  Главное – не бояться сделать шаг вперед.

 Еще лет в 50 Марине пришла в голову простая мысль. Слыша, как ее старенькая мама, жалуется, что жизнь стала неинтересна, наблюдая за стариками, видя, что их интересы суживаются до  выполнения самых естественных надобностей, она вдруг поняла, что к старости надо готовиться. Надо думать, чем заполнить свой досуг. Развлекать-то тебя некому, надо это делать самой.

Марина Афанасьевна и раньше во всем пыталась искать позитив. Когда же вышла на пенсию, оценила то, что у нее теперь есть не только свободное время, но и сама свобода. Судите сами: дети выросли, внукам помощь оказывать можно посильную, в удовольствие себе и детям, делом можно заняться таким, каким хочешь и можешь. Нет над ней начальников, никто не принуждает делать то, чего не хочешь, не считаешь нужным. Дни Марины Афанасьевны были заполнены до краев. Прогулки, плаванье в бассейне, общение с внуками и невестками, чтение книг, встречи с приятельницами. Омрачало, правда, пьянство мужа. Но и здесь она как будто нашла выход. Старалась смотреть на это безобразие полегче, попроще, понимая, что и муж-то выпивает скорее по привычке. Старалась сдержать гнев, не докучать ему нотациями, зато быть рядом. Лаской, добрым словом, вкусным обедом еще и 

еще раз ненавязчиво дать понять, что они нужны друг другу, что лучше смотреть на жизнь трезво, чем сквозь пьяный туман. Помогала ему во всем.

Размышляя о старости, искала Марина Афанасьевна и находила примеры тому, как старики делали свою жизнь наполненной и счастливой. Работа в библиотеке, а потом и просто привычка читать позволяла найти нужную информацию. Так Марина прочитала в одном журнале,  как 84-летняя москвичка Энгелина Борисовна Тареева уже в преклонном возрасте освоила компьютер и стала блоггершей. Пишет мемуары. Ей есть, что рассказать молодым. У нее много друзей. Или Дэвид Кларк  из США. В 86 лет он  в одиночку обогнул на яхте земной шар. А 74-летний Такако Араяма из Японии и 76- летний Мин Бахадур Шерхан из Непала – старейшие покорители Эвереста!

Англичанка Пэгги Макэллайн свое столетие отпраздновала прыжком с парашюта с 762-метровой вершине на параплане. В свое 105- летие собирается повторить прыжок.

Эти и другие люди совершают поступки, на которые не отважатся и молодые, полные сил. Они умеют получать удовольствие от жизни и в преклонном возрасте. Этому стоит позавидовать, этому стоит учиться!

Марина Афанасьевна внимательно приглядывалась к старикам. Видела, как страдают они от одиночества.   Как много говорят при случае, стараясь выговориться за то время пока не было собеседника. Особенно страдают пожилые вдовцы. Сложно им и морально, и в бытовом плане.  Не нравилось Марине и восприятие жизни ее приятельницей, Анной Ивановной.  Марина Афанасьевна приглашала ее на прогулки, в бассейн, к себе в гости. Часто получала отказ. Анна Ивановна все больше погружалась в какое-то оцепенение. Так ей было проще пережить саму мысль, что старость близка. Не ведала она того, что тем самым приближает то, чего так не хочется.

Однажды совершенно случайно в газете Марина Афанасьевна увидела объявление, которое привлекло ее внимание. Приглашались пенсионеры на индивидуальные занятия по компьютерной грамотности. «А что? - подумала Марина Афанасьевна. – Почему бы и нет?». Ее сыновья, в этом плане были вполне продвинутыми молодыми людьми. Уже и не один компьютер сменили, добиваясь совершенства техники. Марина позвонила по указанному телефону, договорилась о встрече.

За месяц она освоила азы компьютерной грамотности. Это было то, что нужно. Толковый преподаватель, индивидуальные занятия. Ничто не мешало Марине Афанасьевне  получить не только знания, но и практические навыки. Сыновья привезли ей старенький компьютер, помогли установить интернет. Слушайте, жизнь-то приобрела новые краски! Теперь Марина Афанасьевна свободное время проводила в интернете, у нее появилось много новых друзей, разыскала она своих одноклассников и однокурсников. Стала писать в блоге. Появились поклонники ее творчества.

Марина Афанасьевна поспешила поделиться своей находкой с Анной Ивановной. Та, как и следовало ожидать, не разделила восторги подруги. Но тут Марина проявила настойчивость, такт и мудрость. Она не только рассказывала Аннушке о том, что теперь умеет, как это интересно, но  зазывала ее в гости и обязательно усаживала за компьютер. Сначала, чтобы показать фотографии внуков, потом свои приложения. Свою переписку. Постепенно Анна Ивановна изменила свое мнение. Она робко, но уже без смущения осваивала компьютер. На день своего рождения Анна Ивановна получила подарок. Сыновья Марины преподнесли ей старенький, но работающий ноутбук. Теперь и Петенька нередко прибегал к бабуле, чтобы не только ее навестить, но и по клавишам постучать. Бабушка же угощала внучка чаем с пирогами, которые не пекла уже много лет. 

Марина Афанасьевна и Анна Ивановна теперь общались еще чаще, не только по телефону, но и по электронной почте. Сонная одурь Анны Ивановны улетучилась. Она поверила подруге, что и в эти годы можно жить иначе. Интереснее. У нее тоже появились друзья.  

Многое в нашей жизни зависит от нашего восприятия. На одни и те же события и явления можно смотреть по-разному. Часто мы видим и слышим то, что хотим видеть и слышать.

А что если и на приближающуюся старость посмотреть иначе?

Что если старость – это не неизбежное  наказание, а чудесный дар, который дается нам напоследок?

Представьте, Вам теперь все можно. По мере того, как  стареешь, можно стать к себе добрее, менее критичной. Как говорят молодые, можно найти отмазку! Можно стать себе не врагом, а другом. Полюбить себя такую, какая  есть, пусть с морщинами, пусть седую, с отвисшей кожей,  коричневыми пятнами на лице и на руках. Себя-то Вы знаете! Знаете, чего стоите. То юное существо, лукавое, смешливое и доброе, продолжает жить внутри Вас. Да, Вы  можете  позволить себе быть экстравагантной, можете позволить надеть то, что  нравится Вам. И кто Вам что скажет! Вы можете не корить себя за то, что съели лишнее печеньице,  не убрали за собой постель. Вы  имеете на это право! Кому какое дело, что Вы читаете до четырех часов утра, а потом спите до полудня? Вы смеетесь, если  хочется смеяться, и плачете, если этого хотите. Вы даже имеете право ошибаться. Вы свободны! И это главное. Свободны от мнения окружающих, глупых начальников, даже от мнения своих взрослых и умных детей! Вам хорошо в обществе малолетних внуков. Вы понимаете друг друга без слов. Да,  бываете забывчивой. Но стоит ли помнить все? Зато вы хорошо помните то, что делало Вас счастливой, приносило  радость. Особенно много радости и беззаботности было в детстве, вот его-то Вы  хорошо помните. Ясно до неприличия. Что значит, неприлично? Старику, как и королю, все прилично! И Вам это 

тоже нравится! Став абсолютно свободным, Вы стали абсолютно искренним.  Легко можете сказать «Да» или «Нет» тогда, когда  этого хотите.  Теперь Вы не сомневаетесь  в себе! Вам даже нравится тот человек, каким сделала Вас старость. И вот парадокс: Вам нравится быть старым. И Вы не собираетесь тратить оставшееся  время на переживания по поводу того, что случится.  Радуйтесь каждому дню, радуйтесь своим детям и внукам, которые видят, как Вы счастливы. Такой Вы и останетесь в их памяти. В конце концов, и они поймут, что жизнь прекрасна в любом возрасте,  что и старость может быть в радость! 

 

 

                                                                                            

 

Рекомендуем
Популярное
наверх