По предварительной информации, причиной смерти стал сердечный приступ.
Популярный в советское время эстонский певец скончался в Таллине, ранее Йоала перенес два инфаркта. Он часто давал концерты в Москве, а также гастролировал по СССР, многие до сих пор помнят его хиты "Я тебя рисую", "Лаванда".
Яак Йоала родился в 1950 году в городе Вильянди, а свою музыкальную музыкальную карьеру начал в возрасте 17 лет.
Йоала неоднократно получал премии различных конкурсов и фестивалей песни. Самым крупным его достижением стало завоевание специального приза жюри на международном фестивале в Сопоте в 1975 году. Для него сочиняли песни такие известные композиторы как Давид Тухманов, Александр Зацепин, Раймонд Паулс.Большую популярность в СССР имела песня "Лаванда", которую Йоала исполнял вместе с Софией Ротару. Самому певцу больше нравилась исполненная им песня Давида Тухманова "Фотографии любимых".
В 1988 году Йоала ушел со сцены, а в середине 1990-х практически прекратил концертные выступления. В последнее время он преподавал в Таллинском музыкальном училище и занимал пост президента фирмы "Грамекс" — общественной организации, защищающей авторские права эстонских музыкантов.
Коллеги называли его разносторонним музыкантом - Йоала, мог один заменить небольшой оркестр. Есть записи, где он играет на фортепьяно, гитаре, флейте и ударных, уточняет РИА Новости.
Одним из самых больших успехов в карьере Яака Йоалы был фильм Леонида Квинихидзе "31 июня" (1979), в котором он исполнил несколько песен на музыку Александра Зацепина: "Золота слышен звон", "Я всё равно на ней женюсь", "Любовь нас выбирает" и дуэт с Татьяной Анциферовой "Он пришёл, этот добрый день".
Корреспонденту "Вечерней Москвы" певица рассказала о совместной работе с артистом. — Так получилось, что дуэтом песня стала не сразу, записывали мы ее отдельно.
Дело в том, что в 1978 году я по приглашению Александра Зацепина приехала в Москву из Ужгорода. Мы сделали несколько пробных записей, но они настолько ему понравились, что в фильм попали в своем первозданном виде. В какой-то момент Александр Сергеевич, Леонид Дербёнев и Римма Казакова решили превратить "Он пришёл, этот добрый день" в дуэт с Яаком Йоалой.
Познакомились мы случайно - в 1979 году Зацепин снова позвал меня на свою домашнюю студию, чтобы записать песню "Узнай меня". Я осталась ночевать, а утром направилась в ванную, стала щёлкать переключателем, думая, что там никого нет, но тут раздался мужской голос. Открылась дверь и вышел Яак Йоала. Мы даже не догадывались о том, что ночевали в одной квартире. Следующий раз мы встретились в 1982 году в "Лужниках" - вспоминали наше знакомство за кулисами и очень смеялись. Он рассказывал, что ему было легко, потому как у меня уже была своя версия и оставалось только подстроиться под нее. Йоала казался мне серьёзным, скромным и очень обаятельным человеком. Может быть, из-за того, что Яак не очень хорошо знал русский язык, он очень мало говорил, больше любил слушать.Мне всегда очень нравилось его творчество, особенно песня "Любовь нас выбирает", а несколько лет назад я сильно удивилась, когда нашла в сети ролик с его версией "Ищу тебя". Я всегда думала, что это сугубо женская песня, но ему удалось доказать обратное. К сожалению, распад СССР нас всех разъединил. Очень жаль, что наше знакомство было таким коротким...
Автора стихов легендарного советского шлягера «Лаванда» в исполнении Софии Ротару и Яака Йоалы Михаила Шаброва известие о смерти певца, которого он хорошо знал, застало в Анапе, на фестивале стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». С «ВМ» Михаил Шабров поделился своими воспоминаниями об ушедшем музыканте:
— Очень грустно, что не стало Яака Йоалы. Несмотря на то, что певец не очень любил «Лаванду», которую исполнял с Софией Ротару, более того, публично высказывал свои сожаления о том, что ввязался в наш совместный проект, но музыкант он был замечательный и человек хороший. Яаку не нравилось, что режиссер предложил ему играть на аккордеоне и изображать героя-любовника. Но песня и клип все равно остались в истории советской эстрады: до сих пор их слушают. Клип пользовался огромной популярностью – по сей день в социальных сетях. Песня «Лаванда» лично мне дала путевку в мир музыки. «Лаванда» соединила двух очень хороших певцов – Софию Ротару и Яака Йоала, и благодаря им через два часа после премьеры песню запела вся страна. Это был уникальный случай в истории советской эстрады. После выхода песни стали выращивать цветок Лаванда, о существовании которого раньше не знали, называть магазины, салоны красоты, медицинские сестры «Лаванда».
Когда я работал редактором звукозаписывающей студии «Мелодия», то нередко встречался с Яакам. У него была замечательная улыбка и очень добрые глаза. Типичная эстонская черта – подчеркнутая галантность. Я бы не сказал, что он был холодным, чопорным, какими казался на первый взгляд – ибо глаза его светились добрым светом. Возможно, он был скуп в сценических проявлениях и лаконичен, но при этом в СССР его обожали. Как я понял, Яак Йола очень точно выбирал песни, которые исполнял, и никогда не пел то, чему противилась его душа.
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА
А вот его интервью для "АиФ":
- Не хочу петь. И не должен объяснять почему.
- Ну хоть пластинки ваши сейчас можно где-то купить?
- Нет, я этого не позволяю. Мне безразлично любое внимание ко мне.
- А когда последний раз записывались?
- Лет 6-7 назад мы сделали локальный проект для Эстонии: я, Тынис Мяги и Иво Линна записали программу (из двух пластинок), перепев свои старые песни конца 60-х - начала 70-х. Это вроде пародии на "Три тенора" или на "Три поросенка", если хотите (смеется). Честно говоря, большого удовольствия мне это не доставило.
- И чем же занимаетесь сейчас?
- С осени прошлого года и по май 2002-го мы готовили программу "Еврорупор" на телевидении, посвященную "Евровидению". Но с телевидением покончено. Сейчас занимаю пост президента "Грамекс" - общественной организации, которая защищает исполнительские права эстонских музыкантов. Немного помогаю начинающим исполнителям. Продюсеры сейчас ищут таких артистов, на которых можно делать деньги. А я ищу людей, которые талантливы, но не интересуют таких продюсеров.
- В России вас хорошо помнят по песне "Лаванда", которую вы спели с Софией Ротару. Это самая главная ваша песня?
- Нет, конечно. Она стала самой популярной. А "номером один" для меня до сих пор является программа Давида Тухманова "Фотографии любимых", которую я записал еще в 76-м году. А "Лаванду", кстати, я спел в первый и последний раз в жизни, когда мы ее записывали с Софией Ротару для "Голубого огонька". Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это не важно, что песня имела сумасшедшую популярность.
- Вам известно, что сегодня делают ваши эстонские коллеги Тынис Мяги и Анне Вески?
- Тынис Мяги переехал жить в Тарту, работает как драматический актер. К сожалению, я сам не видел спектакли, но о нем очень хорошо пишут. При этом он продолжает ездить по Эстонии с концертами. А вот Анне Вески не видно и не слышно. Об Иво Линна, который работал с группой "Апельсин", тоже мало что слышно. В Эстонии шоу-бизнеса практически не существует, концертной деятельности почти нет. Есть маленькие клубы, где и выступают артисты.
- Одно время к русским в Эстонии было не очень хорошее отношение...
- Все эти проблемы были на бытовом уровне, когда в магазинах ничего не было. Но это быстро прошло. Сейчас проблемы сняты, поэтому у нас нет конфликтов. Единственное, в некоторых городах остались крупные промышленные заводы, которые закрылись, и люди лишились работы. И этих людей трудно заставить шевелиться, тяжело объяснить, что теперь нужно начинать самому и с нуля.
О России в Эстонии говорят мало, поэтому я плохо представляю, что делается в вашем шоу-бизнесе. Это раньше был один центральный канал, и все его смотрели. А сейчас более ста каналов, и если изредка попадаешь на клипы или концерты российских звезд, то, как правило, хороший фильм или концерт Стинга на другом канале перевешивает.
- Нет ностальгии по советским временам?
- Нет, я все это давно забыл. Ностальгирую только по старым друзьям, с которыми в те времена мы тепло общались.