На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые русские дамы

17 подписчиков

Муля, не нервируй философа с цигаркой!

27 августа – день, когда пришла в это мир эпатажная личность, остроумная женщина, всенародно обожаемая актриса Фаина Раневская.

Неподражаемая, человек-экспромт, острохарактерная, правдоруб, язвительная, философ с цигаркой, уморительная, фантастическая, штучного производства – так отзываются коллеги и почитатели о Фаине Георгиевне Раневской, незабываемой актрисе.

А ведь ступила она на эту стезю не по благославлению, а даже вопреки таковому. Таганрогская выпускница гимназии, а заодно, между прочим, дочь «милльонщика» – владельца пароходов да фабрик – Фаня Фельдман решила стать артисткой. Отец ультимативно возражал, но девушка все же уехала в Москву – на учебу в театральном училище. Грозный папаша за своеволие проклял дочь и больше никогда с ней не виделся. А она стала всемирно известной Фаиной Раневской.

О легендарной актрисе известно многое. Вспомним в нескольких словах. Фаня родилась 27 августа 1896 года в приморском многонациональном Таганроге в семье миллионера Фельдмана. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Фельдман-Раневская играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в Крыму, Баку, Архангельске, Смоленске и других городах. Затем пришел успех в кинематографе. Раневская – народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР. Но сама она говорила: «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из 100».

Фаина Раневская – мастер ролей от трагедии до гротеска. Ее незабываемые героини – москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»).

Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, взглядом. Огромное значение придавалось каждой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива в руке. В целом создавался тот самый неповторимый образ, который невозможно представить в чьём-либо другом исполнении. В кино Раневская снималась до 1966 года.

Не меньшую популярность она заслужила афористичными высказываниями, коих очень много, и до сих пор они на устах народа. В едких примечаниях она не щадила ни себя, ни близких. Например, случай с ее покровительницей Вульф. Фаина одно время жила у нее и стала свидетельницей того, как Павла не может уложить на ночь своего сынишку. Как же усыпить расшалившегося малыша? Павла придумывала и то, и другое, и третье. И, наконец, спросила: может, мне ему спеть? Фаина ответила подруге, не умеющей петь: «Ну зачем же так сразу! Давай еще попробуем по-хорошему».

Спустя годы она «обласкала» режиссера Виктора Розова, похвалившегося:

– Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы. Люди у касс устроили форменное побоище!

— И как? Удалось им получить деньги обратно?

Не миндальничала она и насчет себя. Узнав, что ее знакомые идут в театр посмотреть ее на сцене, она пыталась их отговорить:

— Не стоит ходить – и пьеса скучная, и постановка слабая. Но раз уж все равно идете, я вам советую уходить после второго акта.

— Почему после второго?

— После первого очень уж большая давка в гардеробе.

Мастер острого слова

Многие современники Фаины Георгиевны опасались попасть ей на язык из-за мощи ее личности и дара язвительных констатаций. А те, кто любил Раневскую, на нее не обижались. Ведь она метко, едко, но, как правило, верно подмечала черты окружающих. И больше всех не щадила себя.

Теперь можно говорить об отдельном сегменте фольклора под названием «шутки Раневской» – их огромное количество, да еще молва приписывает ее авторству множество анекдотов. У Фаины Раневской своеобразный стиль речи, в нем емкость, образность, неординарность, отсутствие внутренней цензуры и свобода суждений. Данные ей характеристики пригвождают, а откровения словно позволяют разделить с ней пикантность ситуаций.

Корреспондент «Вечерней Москвы» собрала коллекцию из 25 подобных высказываний – самых, на мой взгляд, любимых…

* Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.

* Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

* Я себя чувствую, но плохо.

* Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

* Капризная актриса требует:

– Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим!

Раневская успокоила:

— Все будет настоящим, и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.

* Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности!

* У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

* – Кем была ваша мать до замужества?

– У меня не было матери до ее замужества.

* – Посмотрите, Фаина Георгиевна, в вашем пиве плавает муха!

– Всего одна, милочка. Ну сколько она может выпить?

* – Почему вы не пишете мемуаров?

– Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.

* – Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа.

– Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!

* Глядя на прореху в своей юбке:

– Напора красоты не может сдержать ничто!

* Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много – в Книгу о вкусной и здоровой пище.

* — Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?

— Увы! Но благодарю за комплимент!

* Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

* Раневской объясняют закон Архимеда:

– Фаина, если вы садитесь в наполненную ванну, почему вода проливается на пол?

– Потому что у меня большая задница!

* — Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.

— Как вы это определили?

— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале.

* Склероз нельзя вылечить. Его можно забыть.

* Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

* Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

* – Милочка, вы прекрасно выглядите!

– О вас, Фаина Георгиевна, не могу сказать того же...

– А вы бы, как и я, соврали!

* Ростиславу Плятту: опять эти ваши пляттские шутки?!

* Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

* – Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха.

– Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?

* Поскользнулась и упала в городе:

– Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

Источник

Дальше - тишина (Театр Моссовета 1978 год)

наверх