27 августа – день, когда пришла в это мир эпатажная личность, остроумная женщина, всенародно обожаемая актриса Фаина Раневская.
Неподражаемая, человек-экспромт, острохарактерная, правдоруб, язвительная, философ с цигаркой, уморительная, фантастическая, штучного производства – так отзываются коллеги и почитатели о Фаине Георгиевне Раневской, незабываемой актрисе.
А ведь ступила она на эту стезю не по благославлению, а даже вопреки таковому. Таганрогская выпускница гимназии, а заодно, между прочим, дочь «милльонщика» – владельца пароходов да фабрик – Фаня Фельдман решила стать артисткой. Отец ультимативно возражал, но девушка все же уехала в Москву – на учебу в театральном училище. Грозный папаша за своеволие проклял дочь и больше никогда с ней не виделся. А она стала всемирно известной Фаиной Раневской.О легендарной актрисе известно многое. Вспомним в нескольких словах. Фаня родилась 27 августа 1896 года в приморском многонациональном Таганроге в семье миллионера Фельдмана. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская». Фельдман-Раневская играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в Крыму, Баку, Архангельске, Смоленске и других городах. Затем пришел успех в кинематографе. Раневская – народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР. Но сама она говорила: «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из 100».
Фаина Раневская – мастер ролей от трагедии до гротеска. Ее незабываемые героини – москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»).
Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, взглядом. Огромное значение придавалось каждой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива в руке. В целом создавался тот самый неповторимый образ, который невозможно представить в чьём-либо другом исполнении. В кино Раневская снималась до 1966 года.Не меньшую популярность она заслужила афористичными высказываниями, коих очень много, и до сих пор они на устах народа. В едких примечаниях она не щадила ни себя, ни близких. Например, случай с ее покровительницей Вульф. Фаина одно время жила у нее и стала свидетельницей того, как Павла не может уложить на ночь своего сынишку. Как же усыпить расшалившегося малыша? Павла придумывала и то, и другое, и третье. И, наконец, спросила: может, мне ему спеть? Фаина ответила подруге, не умеющей петь: «Ну зачем же так сразу! Давай еще попробуем по-хорошему».
Спустя годы она «обласкала» режиссера Виктора Розова, похвалившегося:
– Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы. Люди у касс устроили форменное побоище!
— И как? Удалось им получить деньги обратно?
Не миндальничала она и насчет себя. Узнав, что ее знакомые идут в театр посмотреть ее на сцене, она пыталась их отговорить:
— Не стоит ходить – и пьеса скучная, и постановка слабая. Но раз уж все равно идете, я вам советую уходить после второго акта.
— Почему после второго?
— После первого очень уж большая давка в гардеробе.
Мастер острого слова
Многие современники Фаины Георгиевны опасались попасть ей на язык из-за мощи ее личности и дара язвительных констатаций. А те, кто любил Раневскую, на нее не обижались. Ведь она метко, едко, но, как правило, верно подмечала черты окружающих. И больше всех не щадила себя.
Теперь можно говорить об отдельном сегменте фольклора под названием «шутки Раневской» – их огромное количество, да еще молва приписывает ее авторству множество анекдотов. У Фаины Раневской своеобразный стиль речи, в нем емкость, образность, неординарность, отсутствие внутренней цензуры и свобода суждений. Данные ей характеристики пригвождают, а откровения словно позволяют разделить с ней пикантность ситуаций.
Корреспондент «Вечерней Москвы» собрала коллекцию из 25 подобных высказываний – самых, на мой взгляд, любимых…
* Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.
* Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
* Я себя чувствую, но плохо.
* Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
* Капризная актриса требует:
– Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим!
Раневская успокоила:
— Все будет настоящим, и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.
* Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности!
* У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
* – Кем была ваша мать до замужества?
– У меня не было матери до ее замужества.
* – Посмотрите, Фаина Георгиевна, в вашем пиве плавает муха!
– Всего одна, милочка. Ну сколько она может выпить?
* – Почему вы не пишете мемуаров?
– Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.
* – Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа.
– Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!
* Глядя на прореху в своей юбке:
– Напора красоты не может сдержать ничто!
* Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много – в Книгу о вкусной и здоровой пище.
* — Сударыня, не могли бы вы разменять мне сто долларов?
— Увы! Но благодарю за комплимент!
* Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
* Раневской объясняют закон Архимеда:
– Фаина, если вы садитесь в наполненную ванну, почему вода проливается на пол?
– Потому что у меня большая задница!
* — Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале.
* Склероз нельзя вылечить. Его можно забыть.
* Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
* Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
* – Милочка, вы прекрасно выглядите!
– О вас, Фаина Георгиевна, не могу сказать того же...
– А вы бы, как и я, соврали!
* Ростиславу Плятту: опять эти ваши пляттские шутки?!
* Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
* – Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха.
– Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?
* Поскользнулась и упала в городе:
– Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!