На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые русские дамы

16 подписчиков

Комдив Никита. Человек, которого знают все

Съемочная площадка фильма «Утомленные солнцем» (фильмы 2-й и 3-й) в окрестностях города Горбатов, Новгородская область. По признанию самого Михалкова, играть в фильме и быть его режиссером — сложная работа, постоянно надо себя контролировать.

Съемочная площадка фильма «Утомленные солнцем» (фильмы 2-й и 3-й) в окрестностях города Горбатов, Новгородская область. По признанию самого Михалкова, играть в фильме и быть его режиссером — сложная работа, постоянно надо себя контролировать.

Фото: Алексей Белянчев

 

Легендарному актеру и режиссеру 21 октября исполняется 70 лет.

Талант Никиты Михалкова настолько многогранен, что сколько ни напиши — все будет мало. Актер, режиссер, продюсер, педагог — все, за что берется этот человек, получается с неизменным успехом.

Много это или мало — 70 лет? Для Михалкова, наверное, очень мало. Ведь за это время он успел сделать столько, сколько иные и за десять жизней не успели бы. Не смогли бы. А он — играючи легко. Или это только кажется со стороны? Пусть будет так. Останемся в полной уверенности, что он смог всего добиться с «легким дыханьем». Накануне юбилея Никита Сергеевич рассказал «ВМ» о правилах жизни, по которым он живет.

ГЛАВНОЕ ЮБИЛЕЙНОЕ СОБЫТИЕ.

Оно состоится в Московском Доме музыки 23 октября, и проведет его со мной композитор, написавший музыку ко всем моим фильмам, кроме первого, «Свой среди чужих, чужой среди своих», Эдуард Артемьев. Замечу, что это будет сентиментальный вечер по моим картинам, с Симфоническим оркестром под управлением Сергея Скрипки, а также с участием актеров, моих товарищей.

Однажды в Одинцове мы с Лешей Балабановым проводили подобный вечер. На мой взгляд, было душевно, тепло и по-хорошему сентиментально. Как всякий русский человек, я сентиментальный, но это вовсе не означает слабость или наивность.

Я люблю Дом музыки, хотя не так часто там бывал. Он компактный, с хорошей акустикой, и сцена не отделена от зрителя, как в театре, что дает возможность живого непосредственного общения.

Юбилей — это так мучительно, всегда мучительно. День рождения — деликатная вещь, и когда виновник торжества начинает быть инициатором рассказов о себе, привлекая тем самым внимание к своей персоне, это не очень красиво.

Но, с другой стороны, от юбилея никуда не деться. Помню один из юбилеев моего отца, поэта Сергея Михалкова, когда он сидел в кресле, а ему несли свои любительские стихи, папахи, ковры, и эта бесконечная череда людей с поздравлениями выглядела, мягко говоря, нелепо. При одной мысли, что такое может произойти со мной, я приходил в ужас. Поэтому никаких мероприятий с сидением на сцене и слушанием приятных слов о себе любимом не будет. Мы просто подарим концерт музыки Эдуарда Артемьева через мои фильмы. Придут мои любимые артисты — Валя Гафт, Алексей Петренко, Саша Адабашьян, и если кто-то из гостей захочет что-то сказать, у него такая возможность будет. Я решил отметить свой юбилей вместе с Артемьевым, потому что моя мама была очень музыкальным человеком. У мамы был не только абсолютный слух, она великолепно музицировала, и каждый день моего детства, причем не только день, но и ночь, были с музыкой. Словом, надеюсь, мой юбилей пройдет с наименьшими затратами нервов и сил, в доброй компании красивых людей и чудесных звуков.

НИКИТА МИХАЛКОВ: БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БОЮСЬ ОГОРЧИТЬ МАМУ.

20 октября президент Азербайджана наградил Никиту Михалкова орденом «Достлуг», что в переводе означает «Дружба», за особые заслуги в развитии культурных связей между нашими странами. И это неудивительно. Никита Сергеевич пользуется заслуженным уважением не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поздравлять его будут и родственники, и чиновники, и друзья, и коллеги.

ГОТОВЛЮ К ИЗДАНИЮ СВОИ ДНЕВНИКИ И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ.

Когда я служил на флоте, ежедневно вел дневник и прятал его от всех, потому что писал правду, а недавно его прочитал и удивился — неужели это был я? Думаю, что этот дневник будет интересным чтивом — особенно для молодых людей. Я — сын писателей, и невольно получилось, что в моей жизни не было дня без строчки. Это не потому, что у меня есть литературный талант или я пытался увековечить свою жизнь, просто по школьной привычке мыслил не вслух, а с помощью письма, и эти мысли остались. После выхода книги «Территория любви», которая, к моему удивлению, пользуется спросом, издательство предложило выпустить вторую часть. И я согласился.

Вторая часть книги «Территория любви» будет состоять из описания встреч с великими людьми, из дневников, из записных книжек, из мастер-классов. Родители бы, наверное, порадовались, что я так много всего написал, сам того не желая.

РАССКАЗ О РОДИТЕЛЯХ.

Первый в Москве творческий вечер, который состоялся летом этого года, я начал с рассказа о своих родителях — Наталье Петровне Кончаловской и Сергее Владимировиче Михалкове. Тогда я показал отрывки из своих публицистических фильмов «Мама» и «Отец», которые делал к юбилеям родителей. Правда, картины разные по настроению, потому что мамы уже не было, и я вспоминал о ней, с большой тоской и любовью, а отец был жив. Я не чувствую отсутствия родителей. Они рядом со мной каждую минуту и оберегают меня. Я советуюсь с ними так, как это было при их жизни, и больше всего на свете боюсь огорчить маму.

СЧАСТЬЕ.

Великий Станиславский говорил: «Счастье не когда получилось, а когда получается», и для меня в этом движении, процессе и состоит счастье. Надеюсь, что обладаю счастливым свойством характера — не завидовать.

Что касается режиссерских амбиций, то я уже пережил волнения, связанные с премиями и наградами, и мне сейчас интереснее работать, снимать кино, чем сидеть и желать славы. Дадут — не дадут, выставят — не выставят, — да, скучно это. До последнего для меня было удивление, что мой «Солнечный удар» выдвинут на премию «Оскар».

ЛЮБЛЮ ТЕАТР.

Поставил спектакль в Италии «Механическое пианино» с Марчелло Мастроянни. Замечу, что с Марчелло был контракт на 8 недель, а он играл 36 — таким успехом пользовалась эта постановка. Это была потрясающая — по красоте декораций, костюмов — постановка совместно с великим художником Юрием Купером. Кто сказал, что я не люблю театр? Я театр люблю, хожу в театр и хочу поставить новый спектакль. Эдуард Артемьев и Юрий Ряшенцев написали мюзикл «Раба любви», на мой взгляд, замечательный. Мой брат Андрей Кончаловский ставит мюзикл «Преступление и наказание», и я подсматриваю — как он это делает. Хочу последовать примеру брата и поставить пьесы Чехова «Дядя Ваня», «Механическое пианино» и «Три сестры» с одними актерами.

ЭТО НЕПРАВДА, БУДТО Я ГОРЮ ЖЕЛАНИЕМ СНИМАТЬСЯ В СВОИХ ФИЛЬМАХ.

Если бы был жив Леша Балабанов, которого я считаю гением, он подтвердил бы, что «я не перетягиваю одеяло на себя и выполняю все задачи режиссера беспрекословно». Иногда предлагаю свои решения, и если режиссер их принимает, как правило, получается интересно. Единственная роль, написанная для меня сценаристом Эдуардом Володарским, была в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», все остальные, которые я играл, — по вынужденным обстоятельствам. Например, в фильме «Механическое пианино» должен был сниматься Евгений Стеблов, но он сломал руку, и мне пришлось его заменить. Допускаю, что Владимир Гостюхин не хуже, а может быть, и лучше меня сыграл бы Котова в фильме «Утомленные солнцем», но отцовские чувства симулировать не получилось бы, ибо мы с моей дочерью Надей не играли, а были отцом и дочерью. А как артист Гостюхин сильнее меня, и я говорю это без лукавства. Трудно сниматься в своих картинах, ибо надо иметь холодный посторонний взгляд, который бы сказал: «Никита, ты не так делаешь, ты переигрываешь или наоборот».

ИДЕЯ СОЗДАТЬ АКАДЕМИЮ КИНО И ТЕАТРА ПРИШЛА ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД.

Убежден в том, что русская актерская школа — лучшая в мире, и что единственный ее конкурент — английская школа. Недаром все американские звезды обучались в школе Ли Страсберга, где в основе преподавания техника и система Михаила Чехова. Я тоже читал лекции и мастер-классы в этой школе, и на моих лекциях присутствовал сам Пол Ньюман. Звезды приходят в школу, чтобы заниматься профессией, чтобы совершенствовать свое мастерство. И в Америке это в порядке вещей. Наша главная проблема в том, что хорошим актерам не хватает режиссуры и режиссеров.

ДЕЛЮ КИНО НА ДВА ВИДА - ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ.

И пожилой человек может снять потрясающую картину, как Антониони, и молодой способен на шедевр. При этом от провала никто не застрахован. Смысл заключается в том, чтобы высказаться, выговориться и чтобы это волновало не одного тебя, а других, желательно не одного-двух человек, а хотя бы сотню. Правда, сегодня есть серьезная проблема — утрата зрителя. По большому счету, мы сами от вернули зрителя от отечественного кино. В 1998 году моя картина «Сибирский цирюльник» вышла в России 30 копиями в 36 кинотеатрах страны (больше не было кинотеатров, оснащенных технически). За четыре года картина собрала 2 миллиона 700 тысяч долларов. Потом появилась тенденция, согласно которой немалая часть зрителей принципиально не смотрит российское кино, считая его не заслуживающим внимания. И только сейчас возрождается интерес к отечественным фильмам.

Телеканал попросил мою картину «Солнечный удар» показать раньше допустимого после проката на большом экране, принято брать паузу в 6 месяцев. Они объяснили это тем, что более 50 процентов населения страны не имеет возможности смотреть кино на большом экране. Но в день показа картины по ТВ в кинотеатрах ее посмотрели более двух тысяч зрителей. Более того, фильм по просьбам зрителей три дня назад вновь показали в киноцентре «Соловей» на Красной Пресне. Это говорит о том, что зритель возвращается в кинотеатры, чтобы смотреть серьезное кино.

Автор: Алексей Белянчев

Новгородская область. Съемочная площадка фильма «Утомленные солнцем». Подлинный мастер все делает хорошо. Никита Михалков отлично управляет автомобилем. А Сергей Маковецкий (слева), Андрей Мерзликин (в центре), Артур Смольянинов (справа) и Александр Фесенко (на заднем плане справа) при случае могут сказать, что подвозил их сам Режиссер

ГЕНОФОНД РУССКОГО КИНЕМАТОГРАФА 

Рубрика Захара Артемьева "Захар дозвонился"

Мэтра отечественного кино Никиту Сергеевича Михалкова хорошо знают во всем мире. И зрители, и звезды кинематографа. Его имя на слуху и в Голливуде — еще бы, не каждому русскому удается «Оскар» получить! Накануне юбилея корреспонденту «ВМ» удалось дозвониться до знаменитого американского актера и продюсера Джона Малковича. Кстати, в 2011 году он был гостем Московского международного кинофестиваля и получил из рук Михалкова награду за вклад в развитие мирового кинематографа. Мы позвонили в принадлежащую господину Малковичу фирму Mr. Mudd.

- Здравствуйте, я журналист из Москвы. Нашему знаменитому режиссеру Никите Михалкову исполняется 70 лет. Можно попросить к телефону мистера Малковича?

- Да, это Джон. Привет. Я хорошо знаю Михалкова. Прекрасный человек, замечательный режиссер, он снимает хорошие фильмы! Я его поздравляю от всей души с юбилеем, желаю ему здоровья и творческой удачи.

- Вы получили из рук Михалкова награду...

- Да, статуэтку святого Георгия. Я очень горжусь этим русским «Оскаром», и мне было особенно приятно получить ее от такого человека. Михалков — настоящий гигант.

- Вы — американский актер, были дважды номинированы на «Оскар», но так его и не получили...

- А Никита Михалков получил! Завидую ли я ему? Нет — он получил эту награду совершенно справедливо и заслуженно. Михалков — это настоящий генофонд русского кинематографа. Между прочим, мое знакомство с вашим кино началось именно с его картин. Жаль, что так мало американцев смотрят русское кино. Нам бы не помешал Михалков. У него очень глубокое мышление, масштабный размах, это очень по-русски. Еще раз от всей души поздравляю!

ТАКИХ, КАК ОН, ЕДИНИЦЫ!

Александра Щедрова, студентка МГУ:

- Я считаю Никиту Михалкова талантливым режиссером. Особенно нравятся его картины «Родня», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». У нас в семье эти фильмы часто пересматривают. Мне кажется, там все очень продумано: нет лишних взглядов, жестов, диалогов. Актеры хорошо подобраны. Придумать и воплотить такое мог только талантливый, любящий свое дело человек.

Светлана Пархоменко, преподаватель:

- Помимо того, что Никита Сергеевич актер, режиссер и сценарист, он еще настоящий патриот, ценитель Родины. Посмотрите документальный цикл «Русские без России» — разве равнодушный человек будет такие фильмы снимать? Конечно, не со всеми его мнениями и поступками я соглашаюсь, но то, что Никита Сергеевич — большой талант и великая личность, которая оставила значимый след в истории, бесспорно! А из его фильмов больше всех нравится «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Мария Шарапова, переводчик:

- «Я шагаю по Москве», «Жестокий романс», «Шерлок Холмс» — он везде потрясает с первых секунд. Больше всего импонирует его комедийный талант — над его героями я действительно смеюсь! А еще, помню, смотрела передачу, где Никита Сергеевич рассказывал об основах актерского мастерства, и его попросили расплакаться. И минуты не прошло, как по его лицу покатились настоящие слезы!

Максим Тихомиров, военный:

- Никита Сергеевич — достойный продолжатель своего легендарного рода. Снял столько хороших фильмов, многое сделал для отечественного кино. Читал, что у него есть академия, где он работает с молодежью. Это похвально, что человек, заслужив столько наград и званий, не закрылся где-нибудь в огромном доме, а работает с начинающими артистами, режиссерами, операторами, передает свой опыт. Думаю, ему действительно есть о чем рассказать. Таких личностей, как Михалков, единицы!  

НЕ ЛЮБЛЮ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОКРУГ «НЕТ», ЭТО РАЗРУШИТЕЛЬНО...

Незадолго до юбилея Никита Сергеевич выпустил автобиографическую книгу «Территория моей любви». Вот несколько фрагментов из нее.

■ «Недавно мне принесли духовные завещания предков (по линии Михалковых) времен Ивана Грозного. Такие трогательные бумаги!.. Что кому отписать: кому саблю какую-то, а этому корову, шкуры какие-то. А тот еще остался предку должен две штуки сукна».

■ «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать».

■ «Можно добровольно встать на эшафот — такие люди у меня вызывают восхищение. И в то же время я не могу осуждать тех, кто сохранил себе жизнь, не декларируя свою точку зрения, но и не совершая зла. К таким людям принадлежал мой отец».

■ «Мама на десять лет старше отца. Она никогда не вступала в партию, всегда ходила в храм Божий, у нее был духовник, дома всегда висели иконы. Если возникали «вопросы», отец говорил, обязательно заикаясь, начальству: «Ну что вы хотите, она 1903 года рождения. Ей уже четырнадцать лет было, когда революция свершилась!»

■ «Русский человек так устроен. У нас же нет свободы, у нас воля, а это совсем разные вещи. Поэтому такие вещи, как чередование кнута и пряника, — неоценимо важны. Но еще важнее знать, вернее, интуитивно чувствовать, когда что применить».

■ «Я всегда считал, что любой мужчина, который хочет продолжать жить в нашей стране, должен пройти армию».

■ «Я-то к факту рождения Ани и Темы отнесся спокойно. Родились, и славно. Аня даже какое-то время жила в коробке из-под ботинок, поскольку я не удосужился купить кроватку».

■ «Я помню, как позвонил Наде, мне нужен был чей-то телефонный номер. Она сказала, что мне через двадцать минут перезвонит ее муж Резо и продиктует номер. А спустя двадцать минут перезвонила сама Надя и сказала, что она только что родила. Это очень о многом говорит».

■ «Действительно, серьезная беда, когда актер, однажды найдя органичный образ и удачно его использовав, становится его жертвой».

■ «Когда в Московском Художественном театре случались выходные, Иван Михайлович Москвин приезжал в театр, выпивал с реквизитором, брал у него детский гробик, нанимал извозчика и ездил с этим гробиком по городу, рыдая. Старушки крестились, женщины утирали слезу… Вот — квинтэссенция актерства».

■ «Без юмора в кино работать невозможно. Тогда после первой же картины ты начинаешь считать себя гением, и уже никто тебя не свернет с этого пагубного пути. А еще лучше — быть непризнанным гением. Чтобы всю жизнь крепко квасить, ругать своих коллег и рассказывать, как бы ты сыграл или какое бы снял кино, но тебе не дали».

■ «Меня, например, больше интересуют не слезы в глазах актера, а их рождение. Когда актер в драматической сцене не знает, что ему играть, он сразу плачет, и все охают: ох, как он играет! А у него просто легко текут слезы».

■ «Оставьте классиков в покое! Я иногда представляю себе, что сделал бы Достоевский с режиссером, который поставил его «Братьев Карамазовых» в том виде, как они идут в наши дни. Или что бы сделал, скажем, Гоголь, увидев то, что сотворили с его «Мертвыми душами».

■ «Никогда не был диссидентом, потому что я вообще не люблю объединений вокруг «нет», это разрушительно. Люблю объединения вокруг «да»».

■ «У меня чувство, что я снимаю одну длинную картину, независимо от того, во что люди одеты, что они говорят…»

■ «Люблю гениальные слова Юза Алешковского: «Свобода — это абсолютное доверие Богу». Не вера, а именно доверие. То есть я не просто верю в Тебя, я доверяю Тебе во всем. И потому свободен».

■ «Меня никогда не занимали бытовые подробности чужой жизни. Ненавижу перемывание чужих косточек, поскольку сам неоднократно оказывался объектом досужего любопытства».

■ «Не подумайте, будто я утверждаю, что мой отец безгрешен. Вовсе нет. Но в главных, корневых вопросах по отношению к себе и к окружающему миру он был честен».

■ «Один раз я выгнал из группы человека, который во время съемки посмотрел на часы — мол, скоро обед? Все. Он не мог работать в нашей команде, потому что не делился своим вниманием, своей энергией с артистом перед кинокамерой». 

Редакция "Вечерней Москвы" от всей души поздравляет Никиту Сергеевича Михалкова с 70-летием и желает творческих успехов. Ведь благодаря им нам будет что смотреть!
 

наверх